Как упоминалось выше, проекту Кодекса свойственна ориентированность на гибкое регулирование. Так, отменяется государственный контроль по способам и методам добычи ТПИ. Определение всех ее аспектов является прерогативой недропользователя. Вместе с тем в области экологической и промышленной безопасности сохраняется традиционный контроль и надзор государства. Более того, требования в этих областях, как ожидается, значительно возрастут. Это в немалой степени связано с вводимым заявительным принципом предоставления права на разведку или добычу полезных ископаемых. Ведь если допустить, что в Казахстане произойдет некий бум в сфере их разведки и добычи, то легко себе представить его последствия для окружающей среды и человека. В таких условиях для государства критически важно внедрить такое регулирование, которое, с одной стороны, обеспечивает неукоснительное соблюдение недропользователем требований экологической и промышленной безопасности, а с другой является весьма гибким и не возводящим перед инвесторами непреодолимых бюрократических барьеров.
Одним из аспектов такого регулирования служит введение института обеспечения исполнения обязательств по ликвидации последствий недропользования. Для Казахстана это, безусловно, новинка, ибо ныне действующую систему формирования ликвидационного фонда вряд ли можно назвать эффективной. Замечу, что для многих добывающих стран давно вошло в норму требование к недропользователю предоставить денежное обеспечение исполнения обязательств по ликвидации.
Предпринимаемая реформа изобилует и другими прогрессивными новшествами: это и отмена государственной экспертизы недр, и внедрение саморегулирования в сфере отчетности результатов разведки и оценки ресурсов и запасов углеводородов и ТПИ, и статус удержания участка недр, и возможность присоединения или разделения участка недр по отдельным лицензиям, и многое другое. Об этих нововведениях и причинах, вызвавших их появление, мы расскажем более подробно в одном из последующих выпусков газеты.
Перечисленные выше моменты нашли свое отражение в первом варианте проекта Кодекса, недавно представленном для ознакомления в Министерство по инвестициям и развитию. Ожидается его обсуждение и рабочей группой. Мы надеемся, что по мере доработки проекта Кодекса, с учетом пожеланий представителей горнодобывающей индустрии и согласования в государственных органах, его редакция претерпит только позитивные изменения.
Заказчики и победители
В общей сложности в период с сентября 2014-го по декабрь 2015 года организации–заказчики буровых услуг выставили 128 заявок на сумму более 24 208 млн тенге (здесь и далее цены указаны без учета НДС – Ред.). В итоге тендеродатели закупили товары, работы и услуги (ТРУ) на сумму, превышаю- щую 14 411 млн тенге.
В качестве ориентира для анализа мы взяли 4 основных вида бурения. Наиболее востребованным из них является традиционное колонковое бурение. Доля закупок буровых услуг по этому методу в общем объеме проведенных тендеров составила 81%. Оставшаяся часть приходится на RC-бурение – 9%, пнев- моударное – 8% и гидробурение – 2% (см. диаграмму 1).
Что касается тендеродателей, то среди них можно выделить пятерку наиболее активных участников, объявивших наибольшую стоимость закупаемых ТРУ (см. диаграмму 2). В данных тендерах минимальная общая объявленная цена составила более 773 млн тенге, а макси- мальная – 1 130 млн тенге. В свою очередь, выигрышная цена варьировалась от 570 млн тенге до 873 600 тыс. тенге. Необходимо отметить, что если два заказчика – ТОО «Корпорация Казахмыс» и АО ГМК «Казахалтын» закупили буровые услуги практически по объявленным ценам, то в остальных трех случаях разница между стартовой и финальной стои мостью составила в среднем 25,68%.
Победителями крупнейших по объему закупок тендеров стали такие компании, как НПП «Интеррин», «Юг Недра Сер- вис», ГРК «Стикс», «Архей-2006» и «АК- НИЕТ БУРГА».
Цена вопроса
В целом за рассматриваемый период максимальная объявленная цена погонного метра по колонковому бурению достигла 33 280 тенге, а максимальная выигрышная – 25 731,9 тенге. Минимальная объявленная цена составила 17 705 тенге, минимальная выигрышная – 15 553 тенге за погонный метр. Отметим, что стои мость услуг здесь варьируется в зависимости от использованного диаметра бурения (AQ, HQ, HQ3, NQ, PQ).
Средний ценовой диапазон объявленной и выигрышной цены по методу RC-бурения за то же время находился в пределах от 6 260 тенге до 5 654 тенге за погонный метр. Максимальная и минимальная объявленная стоимость составили 9 834 и 3 122 тенге, а максимальная и минимальная выигрышная цена – 9 834 и 3 065 тенге соответственно. При этом, как видно из диаграммы 3, самый большой разрыв между объявленной и окончательной ценой в процентном соотношении составил 26,36% (за объем работ в 100 тыс. погонных метров).
В среднем по рынку цены на общеустановленных условиях были в пределах от 5 000–6 000 тенге, однако в тендерах со специальными условиями, где многие статьи расходов не включены в стоимость бурения, цены колебались в пределах от 3 000 до 3 122 тенге.
В закупках услуг по пневмоударному бурению зафиксирован большой разрыв между минимальной и максимальной ценами. Так, минимальная выигрышная цена за погонный метр составила около 3 000 тенге, а самая высокая достигла 15 000 тенге (см. диаграмму 4).
Стартовые цены на буровзрывные работы варьировались в диапазоне от 175 до 1 617 тенге за кубический метр. При этом средняя стоимость составила 392 тенге (объявленная) и 322 тенге (выигрышная). В то же время в тендерах, объявленных во второй половине года, минимальная объявленная цена повысилась и достигла 229 тенге.
Цены на наименее востребованные услуги по гидробурению колебались в широком диапазоне от 1 600 тенге до 36 000 тенге за погонный метр, что связано со спецификой местных почв отдельно взятых месторождений.
Нельзя не отметить общую ценовую тенденцию, которая наметилась во второй половине 2015 года. Судя по исходным данным, отправной точкой для начала изменений стала 20-процентная девальвация тенге. К примеру, тендеры, проведенные после 20 августа прошлого года, показывают рост цен на буровые услуги, особенно в секторе колонкового и RC-бурения (см. диа- граммы 5 и 6).
Курс на повышение цен можно отчетливо проследить по тому, как изменялись условия тендеров одного и того же тендеродателя на аналогичные товары, работы и услуги до августовской девальвации и после нее. В частности, один из ключевых игроков рынка – «KAZ Minerals Bozshakol» (КАЗ Минералз Бозшаколь) осуществлял закупки услуг RC-бурения в апреле и декабре прошлого года. При этом если в первом случае объявленная стоимость погонного метра составила 6 799 тенге, то во втором цена уже достигла 9 834 тенге.
Таким образом, проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что общие тенденции в экономике страны отражаются на всех ее отраслях и геологоразведка не является исключением.