Роботы-горняки бурят шахты, ведут взрывные работы, добывают и сортируют руду. В свою очередь, автоматические самосвалы самостоятельно транспортируют сырье на перерабатывающие предприятия. Еще лет десять назад такая картина могла бы стать сценарием для фантастического фильма. Сегодня это уже реальность. В горнодобывающем секторе применяются технологии, позволяющие управлять всеми процессами, от назначения заданий парку машин до контроля состояния оборудования. И есть компании, серьезно в этих вопросах преуспевшие, например, «Рио Тинто».
В 2008 году компания запустила программу «Рудник будущего», благодаря которой стала оператором крупнейшего в мире парка автономных самосвалов. Эти машины передвигаются в сложных условиях разрабатываемого месторождения без участия водителя и рассчитаны на перевозку 210 тонн полезного груза, в основном, вскрышных пород. Сегодня только на трех рудниках Rio Tinto работают 69 таких грузовиков. Два года назад компания тестировала роботов-бурильщиков, которые готовят скважины для закладки взрывчатки. Команды машинам дают операторы – пока что именно они выбирают площадки
для проведения взрывных работ. Остальное делает техника: загружает взрывчатку, собирает данные с участка и передает на главный компьютер, и т. д. И не исключено, что роботы на объектах «Рио Тинто» уже используются. К концу 2018 года компания планирует запустить автономные поезда (без водителей) для перевозки своей продукции в Западной Австралии.
Парк еще одной австралийской компании, Fortescue Metals, состоит из 54 беспилотных самосвалов для транспортировки руды. Умные машины уже перевезли порядка 240 млн. тонн полезных ископаемых, или 75% всех грузов компании. При этом Fortescue Metals добилась 20%-ного увеличения производительности.
BHP Billiton для транспортировки железной руды и угля планирует использовать автоматизированное судно. По предварительным оценкам, беспилотные «корабли» позволят сократить ежегодные расходы компании на персонал на 86 млн. долларов. В дальнейшем BHP Billiton собирается объединить это направление с перевозкой грузов автономными поездами.
Два года назад на руднике Tau Tona в ЮАР золотодобывающая компания AngloGold Ashanti провела испытания новых автоматизированных буровзрывных систем, применение которых помогло добраться до новых золотоносных пластов, отработка которых традиционными методами была бы невозможной – по технологическим и экономическим причинам. Оценив положительный эффект достигнутых результатов, руководство компании решило вложить в дальнейшую разработку и совершенствование этой технологии дополнительные средства.
Перечень высокотехнологичных компаний можно продолжать и дальше. Тенденция такова, что горнодобывающие компании стараются свести присутствие людей на рудниках к минимуму – «умное оборудование» позволяет существенно повышать безопасность и производительность труда. Курс на подобные технологии прослеживается не только в сфере ГМК, но и в других отраслях экономики.
По мнению немецких ученых, новое направление развития промышленности знаменует собой четвертую индустриальную революцию. Почему четвертую? Первая произошла в конце XVIII –начале XIX века, и была связана с заменой мускульной силы рабочих на энергию пара и воды в первых машинах. Причинами для второй стали электрификация и внедрение конвейерного производства в начале XX века. Третья революция произошла в 60–70-е годы прошлого столетия и была обусловлена развитием числового программного управления (ЧПУ) и микропроцессоров. Четвертый этап, по мнению немецких специалистов, должен быть связан с интернетом и искусственным интеллектом, с созданием «умного оборудования» и «умных фабрик».
Индустрия 4.0 – это так называемый «проект будущего» немецкого федерального правительства. Это – стратегический план развития экономики Германии, предусматривающий совершение прорыва в области информационных технологий. Немцы поставили задачу подключения к сети промышленного оборудования и целых производств.
Инициатива, возникшая в Германии, нашла отклик во всем мире. В различных странах уже приняты концепции внедрения «Индустрии 4.0»: Industrie du Futur – во Франции, Manufacturing innovation 3.0 – в Южной Корее, Make in India – в Индии, Industria Conectada 4.0 – в Испании, The New Robot Strategy – в Японии, Manifattura Italia – в Италии. В ЕС действует программа Factory of the future, в США – программа Advanced manufacturing partnership. В России была принята «Национальная технологическая инициатива», в рамках которой планируется развивать 9 ключевых рынков: AeroNet (воздушный транспорт), AutoNet (автомобильный транспорт), EnergyNet (энергетика), FinNet (финансы), FoodNet (пища), HealthNet (медицина), MariNet (морской транспорт), NeuroNet (нейрокоммуникации), SafeNet (безопасность).
Казахстан тоже рассматривает возможность перехода к Индустрии 4.0. Последнее президентское послание начинается с «исторического вызова», который ставит перед Казахстаном четвертая индустриальная революция, а в тезисах фигурируют темы цифровизации, применения аддитивных технологий и робототехники. Но насколько готовы к Индустрии 4.0 казахстанские компании?
Чтобы ответить на этот вопрос, «Казахстанский институт развития индустрии» (подведомственное предприятие МИР РК) совместно с иностранными партнерами – Обществом прикладных исследований имени Фраунгофера (Fraunhofer) и Советом по торговле и экспорту Швеции (Business Sweden) – проводят сбор информации в различных компаниях, в том числе, и горнорудного сектора. Собранные данные будут проанализированы, а далее зарубежные специалисты выработают рекомендации по внедрению элементов Индустрии 4.0 в казахстанских компаниях.
Анкета для опроса предприятий ГМК была разработана шведскими партнерами. Как указано в ответе Министерства по инвестициям и развитию на наш запрос, в данный момент собрана информация по 36 месторождениям из 54 охваченных опросом. Это объекты таких компаний, как Kazzinc, ERG, Kazminerals, ТОО «Оркен» (AMT), ТОО «Восход-Ориель», АО АК «Алтыналмас», АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат», ТОО «Корпорация Казахмыс». Полученная по результатам анкетирования информация направлена для анализа шведским специалистам.
В июне текущего года прошел семинар для представителей крупных предприятий горнорудного сектора РК, в рамках которого шведские специалисты провели выборочное интервьюирование участников мероприятия на предмет внедрения элементов Индустрии 4.0 на их предприятиях. Для оценки состояния горнорудного сектора иностранные партнеры посетили Васильковское месторождение, рудники АО «Алтынтау Кокшетау» (Казцинк), месторождения «Нурказган» (ТОО «Корпорация Казахмыс») и Жолымбет (АО «ГМК Казахалтын»).
В июле состоялась встреча представителей крупных металлургических компаний (Казцинк, ERG, Казахмыс, Казминералс, АрселорМиталл, Алтыналмас) и Министерства по инвестициям и развитию, где были обсуждены вопросы, касающиеся планов и проблем предприятий в области Индустрии 4.0.
Что касается обрабатывающего сектора, то анкеты и методологию исследования в этой сфере разработал институт имени Фраунгофера. Представители института провели интервью на 30 различных предприятиях обрабатывающей промышленности, а также в отраслевых ассоциациях.
В ответе Министерства по инвестициям и развитию сказано, что «по итогам интервьюирования и анкетирования планируется подготовка отчета по анализу готовности секторов обрабатывающей промышленности к внедрению элементов Индустрии 4.0». Результаты данной работы должны быть представлены уже в сентябре текущего года, а пока казахстанских предпринимателей знакомят с передовыми технологиями, организовывают для них визиты на зарубежные рудники, проводят различные презентации и обсуждения.
Трудно сказать, сложились ли предпосылки для четвертой индустриальной революции в Казахстане на сегодняшний день. Как бы там ни было, изучение опыта внедрения проекта Индустрия 4.0 может быть полезным для тех компаний, которые ставят перед собой задачу выхода на современный европейский уровень. И не исключено, что роботы начнут «вкалывать» и на наших рудниках.