BR NEWSPAPER RU

Никель – скрытый драйвер революции в мире аккумуляторов

Радикальная трансформация в сфере использования энергии может либо создать, либо уничтожить целые отрасли промышленности. И хотя литий и кобальт, благодаря стремительно растущему спросу на литий-ионные аккумуляторы, уже признаны лидерами, есть и другой металл, который только выиграет от перехода к зеленым технологиям и увеличения доли электромобилей на автомобильном рынке. И металл этот – никель

Ключевая роль никеля

Пока роль никеля в химическом составе литий-ионных аккумуляторов все еще недооценивается, однако генеральный директор и соучредитель компании Tesla Илон Маск, который, как никто другой, знаком с ситуацией, уже заявил о важности этого металла с точки зрения внедрения электромобилей.

Действительно, никель по массе является наиболее важным металлом в катодах литий-ионных аккумуляторов, используемых производителями электромобилей (ЭМ).

Доля никеля в различных типах литий-ионных аккумуляторов

Уже сейчас этот металл составляет около 80% катодов никель-кадмий-алюминиевых (NCA) батарей, устанавливаемых на знаменитых машинах Tesla, и одну треть – в катодах никель-марганцево-кадмиевых (NMC) или литий-оксидных- никель-марганцево-кадмиевых (LMO-NMC) батарей. Причем эксперты инвестбанка UBS считают, что в ближайшие годы химический состав аккумуляторов все больше будет смещаться в сторону никеля.

К примеру, по мнению UBS, состав NMC катодов, используемых Дженерал Электрик в своих Chevy Bolt, будет изменяться следующим образом:

Дело в том, что в каждом новом поколении NMC батарей используется все больше никеля. Это дает прирост удельной энергоемкости примерно на 20% – при сокращении общей себестоимости сырья и увеличении конкурентоспособности производства каждого кВт емкости аккумуляторов.

Таким образом, со временем никель будет составлять 80% по массе как NCA, так и NMC катодов в аккумуляторах, устанавливаемых в электромобилях Tesla и Chevrolet.

image

Влияние на рынок никеля

Сегодня никель, в основном, использующийся для производства нержавеющей стали, представляет собой один из важнейших мировых рынков металлов размером более 20 млрд. долларов США. И хотя на долю батарей для ЭМ приходится всего 3% общего потребления никеля, дальнейший рост рынка этого металла связан именно с развитием электромобилей.

На данный момент на долю ЭМ приходится всего 1% общего объема спроса на авто в мире, что эквивалентно спросу на никель в 70 тыс. тонн. Однако, по мере увеличения доли ЭМ, спрос на никель тоже очень быстро повысится.

Так, эксперты Cairn Energy считают, что увеличение доли ЭМ до 6% к 2025 году приведет к дополнительному спросу на никель в 97 тыс. тонн. По оценке генерального директора Glencore Ивана Глазенберга, к моменту, когда ЭМ займут 10% автомобильного рынка, для производства их топливных элементов понадобится уже 400 тыс. тонн никеля. А по мнению аналитиков UBS, в случае полного перехода на электромобили мировой спрос на этот металл увеличится более чем вдвое и достигнет 2,2 млн. тонн.

И, надо сказать, что такие прогнозы могут реализоваться быстрее, чем это кажется на первый взгляд. Уже сейчас многие крупные страны поставили целью прекращение продаж транспортных средств, работающих на газе и дизельном топливе. Великобритания и Франция хотят запретить продажу автомобилей, использующих ископаемые виды топлива, к 2040 году, в Норвегии все новые пассажирские автомобили и автобусы должны быть экологически чистыми (с нулевыми выбросами) уже к 2025 году, Индия намерена полностью пересадить своих граждан на электромобили к 2030 году. Полностью запретить транспортные средства, работающие на газе, в рамках борьбы с загрязнением воздуха, готовится и Китай – страна с самым большим автомобильным рынком в мире.

Неожиданный поворот со стороны предложения

Итак, если электромобили – это действительно наше будущее, то на рынке никеля произойдут значительные изменения: его размер увеличится как минимум вдвое. Другой вопрос – где мы возьмем весь этот никель?

Дело в том, что большая часть никеля, выпускаемого на данный момент, непригодна для производства аккумуляторных батарей. Поясним: в мире разрабатываются два типа месторождений, которые очень отличаются друг от друга:

    62,4% глобального производства приходится на латеритные месторождения, содержащие большие объемы низкокачественного, или так называемого «грязного» никеля. В основном они сосредоточены в Индонезии, на Кубе, Филиппинах и в Новой Каледонии.


      Оставшиеся 37,2% – это сульфидные месторождения, где добывается высококачественный, или «чистый» никель. Эти месторождения встречаются гораздо реже и расположены в основном в Северной Америке, Австралии, Китае, России и Гренландии.


      Латеритные месторождения используются для производства чушкового никеля и ферроникеля, являющихся дешевым сырьем для производства китайской нержавеющей стали, в то время как сульфидные месторождения задействованы в выпуске металлического никеля и сульфата никеля. Сульфат никеля – это кристаллический сернокислый никель, который, в основном, используется для гальванизации и как материал для производства литий-ионных катодов. При этом в форме сульфата сейчас представлено менее 10% глобального предложения никеля, и для использования в аккумуляторах он не весь подходит по качеству.

      Не удивительно, что крупные горнодобывающие компании видят в революции электромобилей хорошую возможность для запуска новых никелевых проектов. В августе 2017 года гигант индустрии BHP Billiton объявил о вложении 43,2 млн. долларов США в строительство самого большого в мире завода для получения сульфата никеля в Австралии.

      Однако, как считаю эксперты консалтинговой компании Wood Mackenzie, чтобы угнаться за растущим спросом на сульфат никеля со стороны производителей литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, даже таких инвестиций может оказаться недостаточно.

      image

      «...Наши топливные элементы следует называть никель-графитовыми, так как катодная часть в основном состоит из никеля, а анодная – из графита с оксидом кремния».

      Илон Маск, Генеральный директор компании SpaceX,
      председатель совета директоров компании Tesla,
      член совета директоров компании SolarCity

      image
      «...Сдвиг всего лишь 10% глобального парка автомобилей в сторону ЭМ создаст спрос на никель в 400 тыс. тонн. Glencore видит нехватку никеля с ростом спроса на ЭМ».

      Иван Глазенберг, генеральный директор Glencore


      «Спрос на литий-ионные аккумуляторы растет огромными темпами, роль никеля в литий-ионных аккумуляторах очень велика, а его содержание увеличивается, так как он наращивает плотность энергии и энергоемкость».


      Эдди Хаегел, президент BHP Nickel

      9