30 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ПОДПИСАЛ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ». ОДНАКО ПОХОЖЕ, ЧТО И В ЭТОМ ОБНОВЛЕННОМ ВИДЕ ЗАКОН О НЕДРАХ ПРОСУЩЕСТВУЕТ НЕДОЛГО – ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГМК НАСТАИВАЮТ НА ВВЕДЕНИИ В КАЗАХСТАНЕ ОТДЕЛЬНОГО ГОРНОГО КОДЕКСА.
Как известно, принятые поправки призваны сократить административные барьеры, упростить процедуры привлечения прямых иностранных инвестиций и внедрить в отрасль недропользования международные стандарты.
В качестве ключевого нововведения выступает упрощенный порядок предоставления права недропользования. В частности, предусмотрено, что его сможет получить первое обратившееся лицо, с которым на основе прямых переговоров будет подписан типовой контракт, не требующий прохождения существующих обязательных экспертиз. Следует отметить, что этот принцип получил распространение в Перу, Канаде, Чили, Эквадоре, Монголии и других странах. При этом все они обладают самыми высокими позициями в рейтингах привлекательности инвестиций в недропользование.
Закон также предусматривает сокращение до 60% обязательных экспертиз контракта на недропользование, внедрение аукциона в качестве нового способа выбора победителя на конкурсе, оптимизацию структуры модельного контракта, а также освобождение недропользователей по добычным контрактам ТПИ от обязанности согласовывать изменения объемов добычи в пределах 20% от проектных показателей. Кроме того, с принятием закона технико-экономическое обоснование исключается из перечня обязательных проектных документов.
Еще одним значительным изменением является устранение пробела в части расширения контрактной территории. Так, в случае если месторождение выходит за пределы географических границ горного отвода, то по решению компетентного органа для проведения оценочных работ может быть выдан геологический отвод на срок, определенный проектом таких работ. Недропользователь, после экспертизы и утверждения ГКЗ запасов, должен будет разработать проект нового горного отвода. После этого соответствующие изменения должны быть внесены в контракт.
Помимо этого, поправками предусмотрены сроки для устранения нарушений со стороны недропользователей. По физическому объему обязательств они составляют не более шести месяцев, по финансовым – не более трех, а по иным условиям контракта – не более месяца со дня получения письменного уведомления.
Напомним, представляя законопроект на пленарном заседании Мажилиса Парламента, министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев пояснил, что реформа проводится в три этапа. «В течение полутора лет мы делали изменения на уровне приказов министерств и подзаконных актов. Сейчас идет второй этап. Мы вносим закон, который создает основу для перехода на международные стандарты. И есть поручение президента по разработке Горного кодекса, который обеспечит полный переход на международные стандарты».
Недропользователи, со своей стороны, считают, что только кардинальная ревизия существующей системы позволит решить проблему повышения инвестиционной привлекательности отечественной горнодобывающей отрасли. Об этом говорили и на V Съезда работников горно-металлургической промышленности Казахстана, который прошел 21 ноября в Астане. В частности, исполнительный директор АГМП Николай Радостовец сообщил, что в настоящее время Ассоциация в сотрудничестве с Национальной палатой предпринимателей, с привлечением отечественных и международных экспертов, проводит комплексное исследование горно-металлургической и энергетической отраслей, в ходе которого уже выявлен целый ряд барьеров, препятствующих развитию ГМК.
К примеру, было установлено, что при существующем налоговом режиме, внутренняя норма доходности (IRR) нового горнорудного проекта в Казахстане находится в среднем на уровне 16,2%. Для сравнения: в Аргентине и Чили данный показатель составляет 17%, в Канаде (провинция Онтарио) – 17,8%, а в Швеции – 18,5%. Эти цифры говорят о том, что с точки зрения налогообложения политика по привлечению инвестиций в отечественный ГМК нуждается в реформировании.
Одним из барьеров, препятствующих выпуску продукции более высоких переделов, является действующий порядок налогообложения дивидендов недропользователей. В этой связи возникает необходимость внесения в налоговое законодательство поправок, которые позволили бы освободить недропользователей, осуществляющих переработку не менее трети объема добываемого сырья, от налогообложения дивидендов, также как это предусмотрено для других категорий налогоплательщиков.
Как считают в АГМП, хорошим стимулом для производства продукции последующих переделов может стать установление для недропользователей ТПИ понижающего коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых при условии переработки не менее трети добываемого сырья – по аналогии с нефтегазовым сектором.
Кроме того, г-н Радостовец предложил расширить перечень приоритетных видов деятельности СЭЗ «Павлодар» за счет включения в него металлургии и металлообработки. Такая мера позволила бы разместить на территории СЭЗ предприятия, осуществляющие технический передел алюминия. Тем более что свой интерес к подобным проектам уже высказал целый ряд инвесторов.
Горняки и металлурги также рассчитывают, что в Кодексе будут предусмотрены гарантии стабильности на 10 лет по аналогии с поправками в законодательство об инвестициях. Международный опыт (в частности Чили и Индонезии) говорит об эффективности подобной меры для привлечения инвестиций. Надежными должны быть и гарантии инвесторам по возврату вложенных ими инвестиций посредством предоставления исключительного права на разработку разведанных месторождений полезных ископаемых.
Вместе с тем, представители ГМК отмечают, что пока все меры по привлечению инвестиций в большей степени ориентированы на новых игроков. В этой связи было предложено распространить льготы по налогам на инвестиции в реконструкцию, модернизацию и расширение мощностей действующих предприятий.
Еще одной проблемой, выявленной в ходе исследования, является вопрос транспортировки продукции ГМК. Установлено, что предприятия сталкиваются со сложностями при перевозке грузов в экспортном направлении транзитом через территорию России. Помимо того что их тарификация не соответствует условиям Соглашений, заключенных на уровне ЕЭП, в отношении отдельных казахстанских грузов и вовсе установлены повышающие коэффициенты (к примеру, 1,4 при перевозках ферросплавов в контейнерах).
В этом отношении горняки и металлурги настаивают на разработке механизма определения индексов роста тарифов, на регулируемые услуги (железная дорога и электроэнергия) на среднесрочный период с целью установления предсказуемости экономических условий для деятельности предприятий. Для сдерживания роста железнодорожных тарифов они предлагают компенсировать затраты на инвестиционные проекты АО «Казакстан Темiр Жолы» за счет средств, выделяемых из Национального фонда.