За время работы мне приходилось встречаться с самыми разными горнорудными компаниями и людьми, их представляющими, как теми, кто просит или предлагает взятки, так и теми, кто категорически не готов этого делать.
Радует то, что тенденция сегодня к лучшему. По крайней мере, мне уже давно не приходилось встречаться с ситуацией, в которой просят дать взятку или пытаются вынудить меня к этому.
Но если рассмотреть ситуацию подробнее, взяв в качестве примера некую коррумпированную сделку, то можно предположить, каким сегодня будет ход развития взаимоотношений между этими компаниями и взаимодействие персонала.
Главное, надо понимать, что все люди в основе своей хорошие. И, действуя ошибочно, люди ощущают дискомфорт от ситуации, иногда серьёзный, иногда поверхностный, а жить с этими «ошибками» за плечами еще тревожнее, особенно когда кто-то или что-то напоминает об этом. Да, люди в основе своей хорошие, и они все-таки попытаются когда-нибудь «восстановить справедливость», даже навредив себе. Если речь идет о сотрудниках, то они будут болеть или попадать в неприятности. Как правило, необъяснимые увольнения могут быть обусловлены скрытым желанием самого сотрудника избавить компанию от его разрушительных действий.
По этой же причине преступник всегда оставляет хоть какую-то улику – чтобы восстановить справедливость! Он, по сути, останавливает себя, чтобы не вредить другим. Таким вот образом недобросовестные сотрудники или преступники и «восстанавливают справедливость».
Еще одним способом «восстановления справедливости» будет обесценивание или принижение достоинств другого, чтобы на фоне него казаться не таким уж плохим. Ощущение чьего-то превосходства переносится людьми тяжело. Это можно продемонстрировать, если взять в качестве примера любого недобросовестного сотрудника, который тайком от своего руководителя в рабочее время смотрит кино, «сидит» в социальных сетях или занимается тем, чем он не должен заниматься.
Такой сотрудник, понимая всю свою «полезность» для руководителя и компании, будет всячески выгораживаться оправданиями или критикой других. В «курилках» такие сотрудники, как правило, еще и критикуют решения руководства и, возможно, настраивают добросовестных коллег против боссов или компании в целом.
Зная это, мы можем начинать уже с того, что обратим внимание на комментарии нанимаемых сотрудников при собеседовании. Например, если человек во время интервью плохо отзывается о прошлых своих местах работы или руководителях — это показатель, что он, скорее всего, и сам не вполне соответствовал прежнему месту.
Дача или получение взятки — это, пожалуй, один из худших вариантов того, что может сотрудник сделать плохого для себя и своей компании. И, конечно, это — предательство. Ведь компания доверяет сотруднику, а он изменяет ей.
Совершенная однажды «ошибка», словно эпидемия, распространяется на все окружение человека. Взятки и неэтичность становятся обычным делом. Так рождаются и поборы полицейских, и измены в супружестве, и коррумпированные государства.
Именно поэтому один из первых принципов нашей компании — не давать и не брать взяток, и вести только честный бизнес.
Марат Нугманов
Главный редактор газеты и учредитель компании «Буровые решения»