
С введением в действие нового Кодекса РК «О недрах и недропользовании» у компаний ГМК появится больше возможностей для разведки и добычи полезных ископаемых. И, как следствие – потребность в инвестициях. О том, как можно привлечь деньги для реализации проектов, рассказала директор департамента листинга KASE Галина Цалюк.
- Галина Анатольевна, как Вы считаете, может ли KASE стать источником таких инвестиций?
- Горнорудные компании, а особенно те из них, которые еще не вышли на производственную стадию, всегда очень остро нуждаются в инвестициях, поскольку разведочная стадия, обустройство месторождения всей необходимой инфраструктурой – это затратные этапы. Если нет инвестиций, проект просто не сможет быть реализован. В настоящее время таким компаниям инвестиции привлекать не просто, поскольку банки требуют залоговое обеспечение. Выпуск облигаций и их листинг на KASE возможен, но не гарантирует их размещения в требуемом объеме – в связи с очень ограниченным кругом потенциальных инвесторов в силу присущих таким облигациям высоких рисков. Но мы очень надеемся им помочь.
В первом квартале 2018 года KASE запускает стартап-площадку, которая будет предназначена для привлечения инвестиций субъектами МСБ в форме ТОО, к которым относятся и горнорудные компании, не достигшие производственной стадии. Компании смогут привлечь инвестиции, необходимые им для реализации проектов, в том числе путем продажи долей участия в своих уставных капиталах. В настоящее время KASE завершает разработку внутренних документов, которые будут регулировать деятельность этой площадки, механизмы аккредитации компаний и инвесторов. Существенным препятствием для выхода компаний ГМК на фондовый рынок с акциями являлось получение от профильного министерства разрешения на первичный выпуск в обращение на организованном рынке ценных бумаг акций. Надеемся, что новый закон «О недрах и недропользовании» предоставит компаниям ГМК более широкие возможности по привлечению акционерного капитала.
- Какую работу должна провести компания перед выходом на IPO?
- Прежде всего, необходимо осознать, что выход на организованный рынок ценных бумаг означает полную публичность. То есть совершенно другие условия существования компании, когда вся информация о ее деятельности, включая финансовые результаты, информацию о корпоративных событиях, о решениях органов компании и любую другую существенную информацию, становится доступной не только для руководства и собственников компании, но и для неограниченного круга лиц. Для многих казахстанских компаний ГМК эти требования очень непривычны.
Чтобы подготовиться к таким условиям, компании необходимо провести ревизию всех своих внутренних документов, процедур и политик, оценить их соответствие требованиям законодательства. Особое внимание необходимо уделить построению эффективной системы корпоративного управления и корпоративных коммуникаций.
Важно четко определить цель выхода на IPO, то есть: для чего планируется привлечь деньги, необходимый объем привлекаемого посредством IPO финансирования, ожидаемый результат финансирования и период времени, который потребуется для получения этого результата. Для инвесторов, которые участвовали в IPO, результат очень важен, поскольку от него зависит будущая цена приобретенных ими акций компании. Для компании это тоже очень важно, поскольку от этого зависит не только ее рыночная стоимость, но и репутация, уровень доверия к ней инвесторов при последующих привлечениях финансирования на рынке ценных бумаг.
- Размещение на рынке новых долевых бумаг существующих компаний может приводить к изменению структуры собственников, в которой не заинтересованы прежние инвесторы. Как, по Вашему мнению, можно решить эту проблему?
- Как правило, контрольный пакет акций при IPO не размещается. При IPO акции предлагаются неограниченному кругу лиц, в результате структура собственников, конечно же, меняется, но при этом контроль над компанией по-прежнему остается за крупными акционерами. Проблем с миноритарными акционерами не будет, если будет правильно построена система взаимодействия – investor relations, которая является одним из видов корпоративных коммуникаций. KASE активно помогает в этом своим листинговым компаниям, которые проводили IPO. Мы регулярно проводим День эмитента. На этом мероприятии компания встречается со своими миноритарными акционерами и просто интересующимися лицами, рассказывает о своих успехах и проблемах, делится планами на будущее, отвечает на вопросы. Так складывается открытый цивилизованный диалог.
Проблема изменения структуры собственников действительно является одним из препятствий для выхода компании на организованный рынок. Однако переход на корпоративное управление с привлечением акционерного капитала от многих инвесторов имеет и свои неоспоримые плюсы. Компания может развиваться динамичнее. В этих условиях не исключено, что рано или поздно первичным владельцам придется делать выбор в сторону размывания своей доли и появления других мажоритарных акционеров, способных вывести бизнес компании на новый уровень. Но, повторяю, этого можно и не делать, строго контролируя долю акций в свободном обращении.