Приведу пример. Наверняка вам доводилось, будучи не обученным бухучету, общаться с бухгалтером, который, не задумываясь, закидывает вас профессиональными терминами (не буду здесь повторять ошибки бухгалтера). И как вы чувствовали себя после такого общения? Предполагаю, что вам хотелось поскорее закончить эту беседу. Или вспомните какую-нибудь «очень заумную книгу», которую вам доводилось бросать, не дочитав. И причина этому – непонятые слова!
Мы избегаем и не хотим иметь ничего общего с тем предметом, где нам что-то непонятно. Хотя, иногда мы берем себя в руки и проясняем то, чего не понимаем.
А теперь представьте, что происходит с человеком, который вообще не знаком с терминологией вашей сферы деятельности. Например, это может быть секретарь приемной, который не разбирается в инженерном деле, а его просят выполнять разного рода работу, связанную с множеством «странных слов». Таким людям тяжело. Им хочется либо уволиться, либо сменить должность – в надежде, что на новом месте будет «легче». Они зачастую просто не понимают, почему им хочется «сбежать».
Более того, эти сотрудники, не производя того, что от них требуется, из-за отсутствия понимания, попадают в немилость руководителя, либо сами увольняются.
Да что уж там секретари! Частенько такие ситуации наблюдаются и среди тех, кто должен знать свое дело и свой предмет. «Специалисты» в своих областях могут не до конца понимать значения используемых слов, не знать их вообще, либо иметь ложные представления о них.
Помимо непонятых слов, нам очень часто не хватает визуализации, т. е. «картинок». Нам легче обсуждать что-то, когда у нас есть представление об этом. Нам становится легче, даже если мы сами начинаем что-то для себя чертить или рисовать. Картинки, фотографии, таблицы, макеты помогают нам получить концептуальное понимание предмета, о котором идет речь. Даже написанный план задач сотрудника или какая-либо заявка на приобретение избавляют от нервозности и замешательства в противовес устным обрывкам речи.
Есть еще очень много других, обнаруженных Л. Роном Хаббардом, физических и умственных проявлений, связанных с непонятыми словами и другими препятствиями в обучении, которые очень глубоко описаны в его материалах. Мы же лишь акцентируем внимание на важности прояснения «странных» слов и получении концептуального понимания при помощи картинок, способствующих устранению причин плохого производства и даже физического состояния человека.
В качестве решения для организаций подойдут: обзорные фильмы/ролики о деятельности компании; прояснение «странных» слов, хотя бы основных, при найме и в процессе работы. Чаще всего в компаниях есть фильмы об их деятельности, но при создании видео было бы неплохо использовать понятную терминологию, либо снабжать зрителей глоссарием (словарем), чтобы они могли туда заглядывать.
Желаю Вам ясного ума!
Марат Нугманов
Главный редактор газеты и учредитель компании «Буровые решения»