«Буровикам лишь бы метры» или Ценный Конечный Продукт буровой компании
Давайте сначала разберемся, что же это все-таки на самом деле – Ценный конечный продукт?
Практически любой нормальный бизнес создан для того, чтобы решать какую-то проблему или удовлетворять потребности клиента и получать в обмен деньги. Но далеко не каждый бизнес выполняет эти задачи на 100%, а деньги при этом получает сполна. И в каждой отрасли можно найти как хорошие, так и плохие примеры обмена между поставщиком товара/услуг и покупателем. Но мы постараемся рассмотреть этот процесс на примере буровой компании и недропользователя.
Иногда мне приходилось слышать высказывания геологов, что буровикам нужны только метры. То есть, бурят только ради количества метров, но никак не качества. И отчасти это правда, ведь наверняка такие примеры в их опыте были. Зачастую это происходит по причине того, что машинисты буровой установки и их помощники не понимают всей ответственности работы. Вряд ли владелец или руководство буровой компании согласны на такие способы заработка, где единственной целью является «пробурить и получить за это деньги».
Все эти неоптимальности происходят по причине незнания или непонимания того, за что вообще платит клиент или покупатель услуги.
И чтобы понять это досконально, можно разложить «буровую услугу» на такие три составляющие, как Ценный Конечный Продукт.
В качестве Продукта мы получаем пробу шлама или керна, будь то бурение с обратной циркуляцией или колонковое. И некоторые компании, видимо, этим и ограничиваются, ложно считая, что это – именно то, чего от них ожидает недропользователь. И конечно же, получая опыт работы с такой компанией, геолог справедливо будет считать, что «буровикам нужны только метры». Но геологам, так же как руководителям и инвесторам буровой компании, нужно нечто более важное.
И разумеется, этот Продукт в виде шлама или керна должен представлять ценность для заказчика услуг. Именно поэтому Ценность продукта будет заключаться в качестве. А качество, если взять бурение с обратной циркуляцией, трактуется каждым клиентом по-разному, но в среднем выглядит так:
· скважина выполнила геологическое задание, если это технически возможно (например, проектная глубина 100 метров, и фактически скважина пробурена до этой отметки);
· шлам сухой;
· выполняется требуемое деление пробы в процентном соотношении (если используется делитель проб);
· чистый циклон и делитель (продувается поинтервально);
· безопасный режим работ.
В идеале при бурении с обратной циркуляцией должны соблюдаться вышеупомянутые критерии качества. И остался один не менее важный момент – это конечность нашего продукта. Здесь мы имеем дело с завершенностью чего-либо. Поэтому мы добавляем к вышеупомянутому такую формулировку, как предоставленная проба. То есть, эта качественная проба не просто существует, а она передана заказчику в надежном и подходящем мешке. И в некоторых случаях даже составляется акт о приеме-передаче проб.
Автор идеи ЦКП – Л. Рон Хаббард – позволяет применять этот аспект в любой отрасли бизнеса и даже личной жизни. И использование именно такого подхода сохраняет возможность для честного обмена между заказчиком и подрядчиком, а в нашем случае – между буровой компанией и недропользователем.
Марат Нугманов Главный редактор «БР», учредитель компании «Буровые решения»